Тюнинг Октавии

О дисках и шинах на Октавию:
Стандартный размер дисков на Октавию комплектации GLX и SLX - 6Jx15, пять болтов на 100, вынос (ET) 38. По моему мнению, на этот размер дисков идеально подходит резина 195х65х15. Литые диски от других производителей обычно размером 6,5Jx15, а вынос вариирует от 35 до 40. В этом случае хороша резина размером 205х60х15, она шире стандартной, но и диск шире, при этом диаметр колеса не изменяется.
Опытным путем найдено, что НЕ СЛЕДУЕТ покупать 7J диски с вылетом меньше 38 - они слишком сильно выступают за пределы колесной ниши и серьезно ухудшают управляемость машины (увеличивается "рысканье"). Рекомендую диски итальянской фирмы Stilauto. При размере 6,5Jx15 их вынос -  ET 40. Они оказываются ближе к стойке при установке, но остается достаточный просвет между ней и внутренней поверхностью диска. Поскольку диск шире стандартного, он слегка выступает из колесной ниши, но это, по моему мнению, как раз то, что надо на широких (205 вместо 195) покрышках.

ВАЖНО: при покупке не-шкодовских литых дисков не забудьте взять у продавца болты под новые диски - стандартные колесные болты на Октавии предназначены для дисков с отверстием под овал, ваши новые диски могут быть с отверстием под конусные болты.

О марке шин. Здесь нет явного лидера. Есть аутсайдер - стандартный Continental, установленный на Октавии. Я езжу на Пирелли P6000 Powergy и доволен. Думаю, что Good Year, Michelin, Bridgestone или любой другой известный производитель делают качественные покрышки. А если вы замените ими стандартные, то сразу "почувствуете разницу" и по управляемости и по тишине в салоне. Не могу не адресовать читателя к прекрасной, на мой взгляд, статье в журнале "Автопилот", посвященной хорошим шинам "Просто первая шина".

Замена аммортизаторов:
Стандартные аммортизаторы на Октавии - от Golf IV. Они подходят любителям спокойной и размеренной езды (речь идет о машине без русского пакета). Если же хочется серьезно улучшить автомобиль - смените их на Кони. Фирма выпускает несколько разновидностей, но лучшие - Кони Спорт (желтого цвета). Почитать о них можно на русском сайте www.koni.ru (там же есть и адрес установки) или www.koni.com (по-английски, но можно выбрать модель для вашей машины).
Аммортизаторы Koni Sport для Октавии: передние - 8710 1337SPORT, задние - 80 2761SPORT. Жесткость передних аммортизаторов можно регулировать из-под капота: прилагаемый ключ (барашек) позволяет вращать шток. В крайнем "зажатом" положении жесткость передка приближается к подвеске машины, специально подготовленной для кольцевых гонок! Рекомендую установить жесткость в крайнем "мягком" положении - этого достаточно для московских дорог. Жесткость задних аммортизаторов тоже регулируется, но только при установке. Аналогично передним - самая "мягкая" установка вполне достаточна для большинства дорог.
В качестве бесплатной премии за установку "Коней", помимо невероятного улучшения управляемости, уменьшения кренов в поворотах, исчезновения пробоев подвески и раскачивания при переезде неровностей, примерно на 1 см возрастет клиренс.
Рекомендую!

 



Чип-тюнинг Октавии 1,8T

Михаил Васильев (aka Papa)

Предыстория:
Мощность двигателя Октавии 1,8Т (150 л.с.) вполне достаточна для любых ситуаций, начиная от «гонок» со светофора на пустой машине и заканчивая вывозом семейства с дачи по окончании сезона со всем скарбом и сделанными запасами.
Но, думаю, прогресс остановился бы, не будь у человечества природного любопытства. Исключительно любопытством объясняю собственное решение попробовать увеличить мощность этого двигателя. В конце концов, олимпийский девиз начинается со слов «БЫСТРЕЕ…»

Как этого добиваются:
Замечу, что целью было повысить мощность, не внося никаких изменений в конструкцию двигателя. Самым простым способом увеличения мощности является так называемый чип-тюнинг. Известно, что современные впрысковые двигатели управляются специализированными компьютерами, содержащими один или несколько процессоров. Микрокод или управляющая программа для такого процессора записана в специальной микросхеме. Именно она, основываясь на данных, получаемых от разнообразных датчиков, определяет такие параметры, как время и продолжительность впрыска и момент зажигания. Калька с английского (chip - чип) и дала название этому процессу - изменению программы, управляющей процессором. Какие именно изменения вносятся в программу, остается секретом фирм, осуществляющих чип-тюнинг. Очевидно, однако, что не внося изменений в конструкцию головки цилиндров двигателя, турбины низкого давления и/или выпускной системы, увеличения мощности можно добиться только изменяя время и продолжительность впрыска и момент зажигания…

Процедура:
Чип-тюнигом двигателей для Октавии занимаются разные фирмы. Одной из них является фирма CIMBU. Михаил Лернер (директор ДиМ+Ко) предложил установить тюнингованный управляющий блок от этой фирмы, увеличивающий мощность со 150 до 180 л.с., и я, а также еще несколько человек, согласились. Стоимость нового блока - 495 у.е. с возвратом старого блока плюс работа по установке. Для установки нового блока необходимо сначала снять данные с существующего (для меня стало большим сюрпризом, что на одинаковых внешне машинах и моторах могут стоять разные блоки). После этого М.Лернер заказывает блок под конкретную машину и после его получения (обычно 3-4 недели) можно делать замену.
Собственно процедура замены предельна проста - требуется снять дворники вместе с поводками, пластиковую крышку, закрывающую отсек с трапецией дворников и, собственно, место установки блока управления, отсоединить 2 клеммы блока, вынуть его, подсоединить новый и все собрать в обратной последовательности. Что, уже можно ехать? Нет, не тут-то было! Новый блок нужно обучить. Что означает, что нужно подключить диагностический тестер (иногда называемый VAG'ом) и запустить процедуру «обучения» или адаптации нового блока к машине. Без этой процедуры двигатель вообще не завести… Во время адаптации новый блок опрашивает разнообразные датчики, выставляет их показания на ноль и вообще черт его знает что еще делает.

Внимание - подводные камни! Во время адаптации он крутит шаговый мотор, вращающий дроссельную заслонку. Практически на всех машинах, прошедших замену блока, наблюдался один и тот же дефект - новый блок неправильно выставлял нулевое положение этой заслонки, в результате «плавали» обороты холостого хода. Причина - в грязи, промывка оси заслонки и мест прилегания самой заслонки к корпусу легко вылечивают эту проблему и нет необходимости заслонку менять.

Результаты:
Вы ждете, что я скажу, что я сразу «низко полетел»??? Нет. При обычной спокойной и плавной езде вы сразу результатов не заметите. Правда, что сразу бросится в глаза, так это поистине «ломовая» тяга на пятой передаче. Например, уже со скорости 70 км/час она позволяет разгоняться с динамикой 4 передачи на не-чипованном двигателе. Однако, если вы любите быть «любой дырке затычкой», например, как автор этой заметки :), в смысле используете любую возможность для резкого старта со светофора в надежде успеть перестроиться вон в тот, только что образовавшийся просвет, то перемены заметите сразу. Собственно, перемены будут только в том, что характер двигателя не изменился - та же некоторая задумчивость примерно до 2000-2200 оборотов/мин, тот же заметный подхват после 2300… НО!!! Но после 2300 об/мин машина «прёт» как сумасшедшая. Лично мне особенно нравится разгон на 2-ой передаче, когда за 3-4 секунды разгоняешься до 100 км/час (ВНИМАНИЕ! Не «перекрутите» двигатель - в чипованном блоке нет ограничителя оборотов!!!). Таким образом, после чиповки не появляется никаких провалов или «неровностей», но действительно заметно, на те самые 20%, возрастает мощность.
Сразу замечу, что для полного освоения новой мощности требуется замена резины на по-настоящему хорошую - стандартный Континетал будет буксовать. Не ездил на машине с «русским пакетом» (там другие пружины и амортизаторы - все более жесткое), но на машине без оного скорее всего придется менять амортизаторы - при резком трогании и пробуксовке стандартные не выдерживают - «пробиваются». Ну, и сама процедура быстрого старта потребует новых навыков - если неаккуратно «бросить» сцепление, можно вообще остаться стоять на месте, изумляя окружающих громким звуком буксующих колес и дымом и запахом горелой резины :)

Расход бензина, ресурс двигателя и прочее:
Проехал уже 1500 км с того момента, как сделал чип-тюнинг. Этот пробег пришелся на конец зимы/начало весны и исключительно в городе. Могу с уверенностью утверждать, что расход бензина НЕ увеличился. Многое зависит от манеры езды, ежедневного пробега и, наверное, качества бензина (я по-прежнему пользуюсь 98). Попытка получить «официальный» ответ от фирмы CIMBU на вопрос об изменении расхода топлива и ресурса двигателя пока не увенчалась успехом. Зато вот что я получил от Автоцентра «Шкода», на который фирма CIMBU ссылается, как на своего дилера:
«При одинаковых условиях (городской цикл, трасса и смешанный режим) расход топлива не увеличивается, а наоборот снижается. По данным CIMBU до 0,8 литра на 100км пробега.» Посмотрим, что будет с расходом топлива в условиях летней и загородной  езды.

Внимание!
Уже после написания этих заметок на сайте производителя (Cimbu) появилась краткая заметка об особенностях чипованого двигателя и его эксплуатации, привожу наиболее интересные фрагменты из нее:
"Тюнинг достигается за счет изменения программы управления двигателем, при этом мощность возрастает до 132 квт, а ее максимум -  при 5500 об/мин, а не при 6000 об/мин, как на оригинальном двигателе... Крутящий момент возрастает на 40 нм и равен 250 нм в диапазоне оборотов от 2500 до 4500... Расход топлива при сохранении стиля езды уменьшается на 0,8 л/100 км, но, принимая во внимание увеличение мощности и изменение стиля езды, он обычно слегка возрастает... Изменение программы управления не опознается диагностическими приборами типа V.A.G... После езды с большой нагрузкой на двигатель мы рекомендуем охладить его медленной ездой или дать ему поработать примерно 1 минуту на холостых оборотах после остановки машины. Эта рекомендация справедлива и для нечипованого двигателя 1,8Т. Это предотвращает возможный повышенный расход масла и заклинивание двигателя..."

Ну и, в качестве резюме - Октавия не стала болидом формулы-1 или хотя бы машиной для WRC. Более того, по моему мнению, для ее относительно небольшого веса 180 л.с. уже слишком много - машина требует определенных навыков спортивной езды и привыкания/«укрощения» иначе улететь с трассы можно очень легко. Но свое любопытство (и честолюбие :) я удовлетворил вполне!

(с) Михаил Васильев

 

Мои ощущуения от чипа

Михаил Ханов (aka MX)

Поскольку желание пить водку, общаться с как можно большим количеством женщин и быстро ездить заложено в каждом нормальном мужчине, пройти мимо предложения добавить в 1.8Т еще 30 лошадей "всего" за 495 долларов я не мог. Забегая вперед, могу сказать, что если за каждую положительную эмоцию от обновленного двигателя выкладывать по 5 долларов, то операция эта у меня уже давно окупилась. Но - все по порядку.

В авторизованном сервисе (любом, я был в М-Сервисе) компьютерным сканером снимаете данные о машине и через ДиМ и Ко отправляете их в Чехию. В принципе, такой тюнинг делают многие авторизовыанные сервисы, сохраняя при этом заводскую гарантию, не только ДиМ и Ко, но цены... На Таганке, например, запросили 800!
Чип пришел через 3 недели, я так думаю, их с оказией передают. Сам чип (вернее - блок управления двигателем) выглядит как магнитола, только в два раза тоньше. Поскольку я был не первый, то в ДиМ и Ко уже включили чистку заслонки в обязательные процедуры перед установкой чипа и проблем не было вообще. Вся операция по замене заняла минут 15-20.

Теперь о главном. Что ЭТО дает.
1. Сумашедший разгон со второй на пятую, практически с места до 100 км в час! Ощущения - мир принадлежит тебе! Машина просто прыгает вперед.
2. Очень приличное ускорение со 140-ка. До 200 машина набирает играючи. Обороты тахометра при 200 км в час - 5000. То есть, если надо прибавить - можно прибавить. До 230, например :-))).

НО! У меня стоит кремниевая летняя ассиметричная резина Мишлен Пилот Праймаси, правда - штатного размера и на родных дисках, с коэффициентом скорости 240. Это (дорогая резина) - необходимая! плата за скорость. Иначе можно "потерять" машину и больше не найти никогда. Не дай бог, конечно. Штатные аммортизаторы (2000 год, усиленные по сравнению с прошлыми годами) работают на 5 баллов.

Сравнение с 1.8Т без чипа.
Разница есть. Пробовал сам 1.8Т не чипованную после месяца эксплуатации своей. На второй передаче - ЗАМЕТНАЯ разница в разгоне, ощущение того, что машина - "не едет". К хорошему привыкаешь быстро. Динамика разгона после 100 также "провалена". Вернее, я уже привык к другой...

Вывод: чипование дает чувство уверенности в достаточности мощности автомобиля.
Для чего, спросите? Для всего! Наслаждение мощностью - этого не описать. Это надо почувствовать самому!

(с) Михаил Ханов