Октавия - место под солнцем

Михаил Васильев (aka Papa), весна 1999

В связи с многочисленными вопросами в конференции "Шкода" на авто.ру о том, какая машина лучше - Октавия, Пассат или Гольф, отвечаю: лучше - своя :)). Мое, безусловно субъективное, мнение привожу ниже.

Октавия появилась в результате желания концерна Фольксваген захватить рынок машин класса B4 в восточной Европе. Как база для разработки, использовалась модель Ауди А3. Большинство узлов и агрегатов - от этой машины и от Гольфа IV поколения (на самом деле, в большинстве случаев, это - одни и те же агрегаты). При разработке Октавии использовались опыт, конструкторское бюро, вычислительная техника и проч. концерна Фольксваген (извините чехи, доля завода Шкоды, мягко говоря, была очень мала).

Результат превзошел все ожидания - сегодня в Германии Октавия конкурирует не со сводной сестрой (Ауди А3), а со старшим братом - Пассатом В5. Несмотря на то, что в окончательный дизайн Октавии был специально внесен существенный огрех (задняя стойка у хэтчбэка излишне тяжела и широка, не спасает даже устанавливаемое на заказ небольшое антикрыло), она - реальный конкурент Пассату по известному показателю цена-качество.

Сравним Гольф IV и Октавию: передняя подвеска - та же (Мак-Ферсон), гамма двигателей - та же, маловато места задним пассажираам - в обеих машинах, но если Гольф в Германии ориентирован на молодых и энергичных молодых людей обеспеченных родителей, Октавию в Германии покупают в семью, где очень внимательно считают DM.
Октавия в этом случае вполне подходит как семейный автомобиль: есть багажник, внешний вид - не столь агрессивен, как у Гольфа. При случае можно и газануть, особенно если установлен двигатель 1.8Турбо.

Сравним Пассат В5 и Октавию: совершенно согласен с выводами из журнала "Автопилот" (см. журнал №1, 1998 год) - Октавия - машина для водителя, Пассат - для пассажиров. Многорычажная передняя подвеска, подбор передаточных чисел и настройка и продольное, а не поперечное, расположение двигателя у Пассата дают больше комфорта и НЕ располагают к быстрой и резкой езде. Наоборот, удовольствие доставляет спокойная, размеренная езда без частых переключений передач и смены направлений. Зато а Пассате ОЧЕНЬ комфортно задним пассажирам, места для них больше почти на 10см. Пассат в Германии покупают семьи более состоятельные, чем те, которые покупают Октавию. Однако эти семьи менее состоятельны, чтобы купить Ауди. Октавия - меньше, но и подвеска, и коробка, да и двигатель настроены на активную езду - так и хочется разогнаться со скрипом колес, обогнать, затормозить, а потом пройти поворот с заносом... Водителю - одно удовольствие, пассажирам - никогда (ну, хорошо, я знаю по-крайней мере одну ситуацию, когда это может понравиться пассажир...ке).

Где же место Октавии?
В первую очередь - в городе, и городе крупном. Поскольку машина - современная, она очень требовательна к качеству бензина и масел. Впрыск с глубокой обратной связью и датчиком кислорода и катализатором не терпит не только этилированный бензин, но и просто плохой.
По моему разумению, машина эта - самый удачный компромисс нынешнего времени:
- больше жигулей (в них всегда не хватало места),
- немецкое качество (об этом - немного  подробнее. По состоянию на сегодняшний день 90% деталей для Октавии, или даже более того, поступают из Германии, а именно: двигатели, коробки передач, подвеска, вся электроника, электрооборудование, топливная система, сиденья, шины и т.д. и.т.п. Чехи штампуют и красят кусов, льют пластиковые детали (не все) и собирают машину... Однако торопитесь, господа. С середины 1999 года должна начаться сборка двигателей в Чехии и/или Польше, и не за горами выпуск Октавии в нашем отечестве),
- низкая угоняемость,
- приспособленность к нашим дорогам (относительная): 15" колеса, жесткая подвеска
- лучшее соотношение цена-качество для новых машин.

Полагаю, что покупателями Октавии у нас являются люди, честно заработавшие (и копившие) на нее деньги, которым надоело мучаться с продукцией отечественного автопрома, но не хочется покупать морально устаревших, хоть и новых, корейцев. В то же время эти люди считают, что выложить лишние 5000$ за Пассат - неоправданная роскошь, ибо на эти деньги можно купить что-нибудь еще, более нужное. В конце концов, им нравится эта машина. Это - скорее всего семья с детьми, но ездить будет, в основном, муж. Эксплуатироваться она будет круглый год, обычная загрузка - 2 взрослых спереди и дети - сзади. В огромный багажник будет укладываться практически все - от сумок с покупками из ближайшего магазина до заготовок с дачного участка. Новый телевизор с гордостью будет погружен в машину и легко войдет в багажник (даже с размером экрана 29 дюймов). Может быть, дело дойдет и до холодильника, который тоже поместится при сложенных задних сиденьях, хотя нынче их доставляют бесплатно...). В любом случае, машина будет рабочей лошадкой, и чаще всего багажник пустовать не будет... Семья умеет считать деньги, но отдает себе отчет в том, что за удовольствие надо платить - глава семьи не станет заправлять Октавию 92 бензином, если написано - 95, и не будет заливать  минералььное масло, если написано - синтетика.
Лучший двигатель - 1.6 101 л.с.: самый экономичный, тяговитый, но, если надо, можно и с ветерком. Лучшая комплектация - GLX: есть все, что надо, без излишеств (главное - кондиционер, см. ниже)

Несколько слов - о Комби...
Октавия Комби представляется мне более совершенной с точки зрения дизайна, у нее нет явных огрехов, как у хэтчбэка. Посмотрите на Пассат В5 универсал и согласитесь, что Октавия Комби выигрывает... Комби (к моему сожалению) - не большой семейный автомобиль. Субъективно, за счет отсутствия задней полки, кажется, что места задним пассажирам - больше, но расстояние до передних седений - такое же, как и в хэтчбэке. Удобнее садиться на заднее сиденье (больше дверной проем). В отличие от хэтчбэка, наличие большего багажника предполагает его более частое использование. Может быть, нынче все-время приходится что-то возить. Однако для меня выбор Комби был сделан потому, что такая машина - для активного отдыха (бум универсалов в Западной Европе связан именно с этим). 2 велосипеда, санки или лыжи, палатка или складной стол с поклажей для семьи из 4 человек легко войдут в Комби...

Удачных Октавий вам, друзья...